Потерялись? Искать легко!

четверг, 4 декабря 2014 г.

Заключительный этап проекта "Гербарий"

           
В научно-познавательном проекте приняли участие ученики 1 «В» класса
в рамках внеурочной деятельности.
  
    «Лиственные растения садов и палисадников Краснодарского края»      







                               
                      




Актуальность исследования.
Мы живём в Краснодарском крае Наш край красив в любое время года! И украшают его зелёные леса, голубые озёра, широкие поля и луга. Всю эту красоту надо беречь и гордиться ею.
С самого рождения всё это  рядом с нами. Рядом с нами живут цветы, птицы, насекомые и многое другое. Мы ухаживаем за ними: поливаем, пропалываем. Это растения, а животных кормим, поим. Трудная эта работа, но и интересная.
Часто общение с живым существом человек старается запечатлеть его в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Нас заинтересовало, как сохранить яркие краски цветка, его хрупкие листочки и стебелёчки. Решили спросить у взрослых. Учительница рассказала, что из высушенных растений составляют гербарии. В таких гербариях можно увидеть растения, которые у нас не растут. Мы захотели сами собрать и высушить растения, то есть сделать свой первый гербарий.

Тема научно-познавательного проекта: «Мой  гербарий».
Цель проекта: Создание гербария лиственных растений садов и палисадников нашего края.
Задачи:
*Изучить научно-познавательную литературу, освещающую данный вопрос.
*Обучиться элементарным методам коллекционирования и сушки растений.
*Развивать творческие способности через формирование экологических знаний и эстетических вкусов.
Гипотеза:  Если составить гербарий, то можно расширить свой кругозор, научиться любить и беречь природу.
Объект исследования: живая природа.
Предмет исследования: лиственные растения.
Работу решили провести по плану:
1.Введение
2.Основная часть
·        Лиственные растения садов и палисадников
·        Сбор растений
·        Составление гербария
3. Заключение.
Основная часть
Мы живём в Краснодарском крае. Наш  край красив в любое время года! И украшают его зелёные леса,  широкие поля и луга. Всю эту красоту надо беречь и гордиться ею.
Часто общаясь с живым существом, человек старается запечатлеть его  в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок.      Было решено выяснить какие самые распространённые лиственные деревья и кустарники в нашем крае. Это сирень, слива, груша, орех, дуб, виноград, черёмуха, яблоня, смородина, малина, тополь, акация . Для составления гербария нам предстояло собрать необходимые части растений для просушки. Сначала мы решили изучить этот процесс в книгах и Интернете.  Много полезного и интересного мы узнали: как подготовить материл для оформления гербария, как составить гербарий.

Сбор растений

В ходе нашего исследования мы использовали следующие методы:
·        литературный;
·        аналитический;
·        практический;
·        ИКТ.
Составление гербария:
·                          Собирать растения следует только в сухую погоду, после 11 часов утра, когда исчезнет роса, иначе на листьях образуются бурые пятна. Растения выбирают свежие, без признаков увядания, с неповреждёнными листьями и цветами.
·                          Необходимое оборудование при сушке растений для плоскостного гербария – листы пористой бумаги, желательно специальной, но можно использовать и старые газеты. Также можно изготовить и ватные «матрасики» из папиросной бумаги – для прокладывания между листами гербария. Во время высушивания растения обычно не перекладывают в другую бумагу, а лишь заменяют периодически ставшие влажными прокладки.
·                          При объемном засушивании растений соцветия обкладывают ватными прокладками, тщательно расправляют все листья на побеге и закладывают растение в гербарные сетки.
Заключение
В ходе нашей работы мы каждый ученик 1 «В» класса создали  гербарий:
«Лиственные растения садов и палисадников Краснодарского края»
Наши гербарии можно использовать на уроках окружающего мира при изучении лиственных растений.
Сделали следующие выводы:
1. При работе с гербарным материалом быть аккуратными ввиду его хрупкости.
2. Придерживаться правил составления гербария и оформления гербарного листа.
3. Высушенный материал можно ещё использовать для создания аппликаций и букетов.
Мы узнали, что мир живой природы необыкновенно интересен и разнообразен. Объекты живой природы нуждаются в нашем изучении и защите. Как вся природа в целом. Все в мире должно быть гармонично! И только тогда жизнь на нашей планете станет лучше.
В дальнейшем наша работа будет заключаться в создании гербария растений, имеющих корневую часть, цветок и плоды.

Литература
  Т.В.Рогаткина. Весёлый гербарий. М – 2012
  Деревья и кустарники. Альбом юного натуралиста. Издательство «Доброе слово» - 2012
  В. Н. Полунина, А. А. Капитунова. Гербарий. Составление композиций и орнамента. Издательская группа АСТ – 2001.
  Т.В. Лихолат. Наблюдаем и трудимся. Издательский центр «Вентана-Граф». М - 2012

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Маргарита Анатольевна! Замечательная идея - возродить давно забытую традицию собирать гербарий! Ваши ребята молодцы - чудесные получились работы!

    ОтветитьУдалить
  2. А у меня до сих пор между книг хранятся листочки... Воспоминания из моего детства

    ОтветитьУдалить