Потерялись? Искать легко!

Чтение и мы





Эта страничка для тех, кто любит читать. Здесь вы найдете разные произведения. Я приглашаю Вас почитать  и поделиться своими впечатлениями. А также, буду благодарна всем тем, кто даст совет, какую интересную книгу рекомендуете почитать.


Как научить детей читать быстро


Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Правильность чтения подразумевает чтение без искажений. Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, прочитанных в минуту. Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками прочитанного текста. Выразительность чтения формируется только в процессе анализа текста и включает интонацию, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.
Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно решать задачи.
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.
Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной  способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

Что такое оптимальное чтение?
Это чтение в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена ( со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
 Необходимость оптимального чтения  ясна. Эту проблему рассматривают в нескольких аспектах.
Аспект обучения.
Дети с большой скоростью чтения своевременно выполняют домашние задания. Читают не только заданную литературу, но и художественные произведения по своему интересу, журналы.
Аспект развития.
Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
Аспект воспитания.
 Как правило, кто хорошо читает, тот учится хорошо, плохо читает – успеваемость низкая, склонен к правонарушению.
Экономический аспект.
 Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. В США на многих предприятиях не принимаются на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Идейно-политический аспект.
Школьнику с низкой скоростью чтения не хватает времени заниматься дополнительно: например, читать прессу… низкая техника чтения не способствует освоению информации.
С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
Видный украинский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-200 слов в минуту.
Возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости  - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать.

Рассмотрим восемь резервов обучения чтению.
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно  это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма – до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
2. Жужжащее чтение.
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.
3.Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой), и любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, природоведение, труд начинаю с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают. В режиме жужжащего чтения, карандашиком отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычный урок.
Пять минут за урок. 4 урока в день. 5 дней в неделю. 5× 4×5=100(мин)= 1ч.40 мин.
4. Чтение перед сном.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Если ребенок устанет, то можно продолжить читать родителям.
Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекоминдации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
6. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это значит?
Например, ребенок читает  предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего- четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Фидоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение состоит из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
7. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко нужно выделить три типа упражнений.
Это такие упражнения:
многократное чтение
чтение в темпе скороговорки
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все названные упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. В этом упражнении повышены требование к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.
Упражнение длится не более 30 секунд. Затем предлагается третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети проговаривают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать его в том же повышенном темпе. Его возможность не надолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительности чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование учащихся.
В третьем классе можно проводить самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в тетрадь.


Упражнения для работы со скороговоркой
1.      Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?
2.      Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
3.      Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
4.      Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку
5.      Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
6.       Соревнование с помощью секундомера.
7.      Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.
Скороговорки
1)      Быстро Егорка говорит скороговорку.
2)      Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.
3)      Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
4)      Проворонила ворона воронёнка.
5)      Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
так и без Прокопа кипел укроп.
6)      Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
7)      По бревну бобры бредут.
8)      Расскажите про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
9)      Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бурю.
     Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
     Била бой.
10)  В огороде огорошены –
            Растерял горох горошины.
            Огород не огорожен –
             Не разыщите горошин.
11)  Как на пишущей машинке
      Две хорошенькие свинки:
       Туки – туки – туки – тук!
 Туки – туки – туки – тук!
 И посту-кивают, и похрю-кивают:
  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
12)  Добры бобры до бобрят.
13)  Бабуся – мамина мама,
      Бабуся – папина мама,
       Дедуся – мамин папа,
       Дедуся – папин папа.
14)  Водовоз вёз воду из водопровода.
15)  Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
16)  Ах, ты, эхо, эхо, эхо!
       Говорить с тобой – потеха.
17)  Болтунья болтала, болтала да заболталась.
18)  Дятел дуб долбил, да не додолбил.
19)  Летели лебеди с лебедятами.
20)  Купила бабуся бусы Марусе.
21)  До города дорога в гору, от города – с горы.
22)  На иве галка, на берегу – галька.
23)  У ёлки иголки колки.
24)  Сеня вёз воз сена.
25)  Хорош пирожок – внутри творожок.




ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ КНИГУ
Сказки волшебной страны 


Виды работ при чтении
для увеличения скорости чтения

1. Многократное чтение
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

2. Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую.

3. Буксир
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учащихся (от 80-160 слов), дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановке на каком-либо слове. Дети должны одновременно остановиться и указать последнее слово, которое может быть прочитано неправильно, близким по значению или грамматической форме.

4. Чтение под стук.

5. Чтение с отрывом взгляда (по сигналу посмотреть на точку или какой-лидо предмет, а затем читать далее)

6. «Горочка». Чтение каждой строки медленно – быстро – медленно.

7. Чтение по диагонали. Чтение отдельных слов, словосочетаний по диагонали.

8. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.

9. Громко – тихо.

10. «Дежурная буква» – психологический настрой на начало урока и составление словосочетаний с предложенными прилагательными.

11. Работа по таблицам скорочтения.

12. «Тихо!»- прикладывают палец, что позволяет предупредить активное проговаривание, мешающее быстроте молчаливого чтения.



Список литературы:
  1. Госстандарт Образования РК
  2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – 414с.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
  4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
  5. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.
  6. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.
  7. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
  8. Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24.
  9. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. сс. 46-47.
  10. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
  11. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8 сс. 14-19.
  12. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. – М., 1965

Комментариев нет:

Отправить комментарий